Oxxxymiron — Переплетено. Рецензия на русский рэп (стеб)

К русскому рэпу как к жанру я вообще-то равнодушен, предпочитаю рок. Рэп, как правило, пишется достаточно примитивным языком, и сюжет очень уж прямолинеен. Отсутствие какого-либо глубокого, или хотя бы слегка заглубленного смысла тоже не нравится. Однако жанр имеет право на жизнь, и по сравнению с некоторыми другими жанрами, вроде той же попсы, или творениями таких “классиков” как Басков, Михайлов и им подобных, рэп, иногда, прямо таки удивляет глубиной текста, плюс, в некоторых произведениях этого жанра, можно наткнуться на очень интересные экшн-сцены.

Но перейдем ближе к делу. Сегодня на обзоре у меня “Oxxxymiron — Переплетено”. Наткнуться на сие творчество шансов у меня было немного, но ознакомиться посоветовал человек, вкусам которого я доверяю, так что я все же выделил три минуты своего времени чтобы ознакомиться с произведением. С автором ранее знаком не был, другие его творения мне так же незнакомы, поэтому буду судить о нем только по “Переплетено”.

Как ни странно, сие творение мне понравилось. Более того, произведение попало в ту редкую категорию, которые не забываются после мимолетного ознакомления, и периодически возникает желание прикоснуться к нему еще раз. Не все отсылки и подтексты можно заметить с первого раза, и полезно обратить внимание на тот смысл, который проскальзывает между строк.

Теперь подробнее.

Первое на что я обратил внимание, это хороший язык автора. Он достаточно разнообразен, автор обладает внушительным словарным запасом, и хорошим воображением. В целом, текст по своей структуре, слегка напоминает рок, во всяком случае сюжет не линеен как в большинстве произведений жанра “рэп”, это не описание действия, а  скорее работа с образами и аллюзиями.

Давайте сравним. Возьмем популярное некогда произведение автора “Guf” под названием “Опоздание”.

Кольцо сомкнулось, опять двадцать пять,

Сто пудово пару часов мне тут стоять,

Там то ли авария, то ли ремонт асфальта,

И теперь тут скопление железа, резины и пластика.

Шансон из соседнего тазика, сзади

Телочка на мерине вперед лезет без палева.

Эти пробки — тупая потеря времени,

На телефоне мигает зарядка батареи.

Как мы видим, структура сюжета достаточно линейная. Автор обозначает событие — пробку, и отталкиваясь от него, добавляет деталей, которые однако, читаются лишь в одном ключе, не имеют подтекста и служат исключительно для углубленного описания окружения, какой-либо сюжетной нагрузки они не несут.

Теперь отрывок из текста Oxxxymiron — Переплетено.

Все переплетено, море нитей, но.

Потяни за нить, за ней потянется клубок.

Этот мир — веретено, совпадений — ноль.

Нити быть или струной, или для битвы тетивой.

Все переплетено, в единый моток.

Нитяной комок и не ситцевый платок.

Перекати поле гонит с неба ветерок,

Все переплетено, но не предопределено.

Автор умело работает с символизмом, это не прямолинейное повествование большинства РЭПовых произведений, а близкая почитателям рока сюжетная структура, построенная на грубо обозначенных ключевых моментах.

Кроме того интересен темп произведения, достаточно сложный, по сравнению с предыдущим. В целом видно что произведение рассчитано на более опытную и продвинутую аудиторию, чем большинство произведений жанра РЭП, одно лишь слово “веретено” уже знакомо не каждому поклоннику жанра (протестировал на племяшах 14 и 15 лет, как раз основной потребитель РЭПа — не знают). Я не отрицаю наличия других интересных произведений в этом жанре, просто сказывается моя недостаточная осведомленность, в силу других жанровых предпочтений. В произведении видится некая идея, и как мы поймем дальше, автор весьма начитан и интеллектуально развит.

Давайте рассмотрим еще один кусок текста:

Это картина мира тех кто,

Вашей давно, противится как секта

Ведь у всего не единый архитектор.

Все переплетено, мне суждено тут помереть еретиком,

Ваша картина мира — сетка, полотно — текстильная салфетка.

Будто работала ткачиха или швейка.

Но все переплетено само собою черте с чем наискосок…

Можно обратить внимание на общий настрой произведения, автор выражает некий протест, причем без явного указания против кого или чего, а говорит о протесте против картины мира в целом. Плюс, автор дает понять что картина мира, против которой выступает он (и, как можно понять из текста, вместе с ним некая группа лиц) является общепринятой для большинства. На это указывает то, что автор называет себя Еретиком, то есть отрицает общепринятые устои. Кстати одно только употребление этого слова уже дает представление об интеллекте автора, это понятие относительно сложное для среднестатистического потребителя русского РЭПа, как впрочем и псевдоним автора — Oxxxymiron (оксюморон). Большинство из целевой аудитории, не знают что это слово обозначает.

Следующие строки текста развивают сюжет, нет “воды” которая не несет сюжетной нагрузки.

Все переплетено, в руке сертификат,

Что я сдерживаю мозг, только сердце никак.

Мой город устает чинить за деспотами власть

В разрезе предстает причинно-следственная связь.

Там все переплетено.

Везде сатирикон, бездействие закона,

При содействии икон, убейся если ты не коп.

И если ты не власть,

Наш город не спасет и чудодейственная мазь,

Хотя все переплетено.

Время и цейтнот, смерть и натюрморт,

Постель чиновника делооборот.

Но каждый в своем теле одинок,

Рабовладелец и зилот, но город слоенный пирог.

Тут мы видим целый ворох понятий, крайне редко используемых большинством авторов РЭПа — например та же “причинно-следственная связь”, или такие слова как сатирикон, цейтнот, зилот. К тому же последние две строки очень завуалировано намекают на двойственность человеческой натуры — рабовладелец и з(е)илот. Малознакомый с историей человек, возможно не поймет эту отсылку.

Зело́ты (в Синодальном переводе не «зелот», а «зилот») — социально-политическое и религиозно-эсхатологическое течение. Основной целью зелотов было упразднение эллинистического влияния и свержение римского владычества.

Так же автор контурно обозначает основные проблемы локации, в которой разворачивается сюжет. Никаких подробностей, автор лишь намекает на плачевное состояние города.

Рассмотрим следующий отрезок текста:

Знай, мир по сути прост, не берите в долг, не ведите торг.

Берегите психов, чужаков, еретиков ведь все переплетено.

Телек и террор, с церковью бордель и казино,

Картели, детдом от Мэрии темно где.

Всей этой системе антипод и шелест денег за дерьмо,

Концерны делают патент на антидот.

Здесь не понимая целых категорий экосистемы,

Эти олухи все делят как совет директоров.

Но кабинеты, фавелы, притоны, гор. совет,

Полит. технологи кредиторы, синод.

Теперь давайте сравним отрывок, с кусочком текста из другого популярного произведения в данном жанре. Соавторская работа неких Тимати и Егора Крида, и их общее творение (или скорее исчадие) под названием «Гуччи».

Папа дал мне денег, чтобы лейбл становился круче.
Я пошёл их тратить в ЦУМе, взял себе Ролекс и Гучи.
Нет, я не мажор, я заработал сам — и я всех круче.
В secret room’e три Кристалл’а мне за стол и сучек, сучек!

Как мы видим, разбираемый текст Oxxxymiron’а на голову превосходит текст от Крида и Тимати, как сюжетно так и по смысловой нагрузке. У соавторов развитие сюжета линейное — папа дал денег, я пошел тратить, купил то и это, плюс сразу же, буквально с первых строк соавторы запутались и начали противоречить сами себе — сначала «папа дал мне денег» а потом «нет я не мажор я заработал сам». То есть глубинного смысла нет, разве что читается некий подтекст в котором соавторы поощряют потреблядство.

Oxxxymiron же, закладывает в свой текст чуть больше смысла, выражает недовольство, двуличностью и некомпетентностью, правящих структур описываемого им мира, а также в отличии от Тимати и Крида, порицает потребительское отношение к миру современного человека. Далее следует смысловая петля, повтор текста выражающего основную мораль произведения, или как это называют на сленге авторов — «припев», но затем текст продолжается, давайте ознакомимся с несколькими абзацами которые как мне кажется стоит выделить.

Все переплетено, в руке сертификат,

Что я выше держу нос, только с сердцем в бегах.

Люто хочется весны, слепо на краю, осознанные сны,

Флэш бэки, дежавю

Тут ногу сломит черт.

И даже Астарот все так же прыг-скок,

С островка на островок, шиномонтаж и пит-стоп.

А дальше остановок не видать,

Пока нам ног не сломит вражий костолом.

Вот так мы и живем и так мы умрем,

Удобрим эту гору собой став её углем.

В недобром этом городе рабом ли бунтарем,

Это круговорот природы:

Червяков доест орел, а после червяки орла

Все переплетено,

Внедрим полутона в их черно-белое кино.

Оттенки и цвета, Левиафан и Бегемот

И мэр, лишь серый кардинал, а нас тут целый легион.

Снова автор делится своими личными переживаниями, своей надеждой на лучшее, но готовностью к худшему. Снова показывает свою начитанность и определенно высокий уровень интеллекта, не боится что текст не будет понят его целевой аудиторией, и даже играет с такими сложными фразами как например “тут ногу сломит черт, и даже Астарот” — мало кто знаком с демонологией и мифологией на достаточном уровне чтобы знать, что Астарот является одним из высокопоставленных демонов в адской иерархии, могущественным и сильным герцогом, «дающим истинные ответы о вещах, касающихся настоящего, прошлого и будущего». То есть автор намекает что все настолько сложно, что разобраться в ситуации не сможет даже один из владык ада, который знает все.

Автор возлагает надежду на массы, и призывает их… К чему? Каждый для себя должен понять сам, автор говорит иносказательно, снова делая отсылки к мифологии.

Все переплетено лев и козерог, с девою телец и скорпион,

Стрелец или водолей у близнецов.

Тут нету эзотерики, сынок, на соседей идут войной,

Если у населения спермотоксикоз…

В заключительных частях текста, автор снова повторяет главный посыл произведения — “все переплетено”, заигрывает со злободневными темами — “на соседей идут войной” и выражает свое несогласие.

По итогу мы имеем достаточно крепкое произведение, с интересным слогом, богатым языком и нелинейным повествованием. Текст богат отсылками, имеет некий сквозной смысл, нитью проходящий через все произведение, выраженный иносказательно, при помощи аллюзий и сравнений, и в целом оставляет хорошее “послевкусие”.

8 из 10. Мир достаточно реалистичен, но главный герой, как мне кажется, раскрыт недостаточно хорошо, как и остальные действующие лица — они представлены только общими контурами, тезисно так сказать. К тому же, как мне кажется, в произведении излишне мрачная атмосфера.

Любителям жанра РЭП рекомендуется к ознакомлению, также, возможно, сие творение неплохой зайдет некоторым поклонникам РОКа.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля
0