Сегодня у меня на обзоре не столько книги, сколько автор. О Максиме Керне я до того не слышал на глаза он попался мне тут, в блогах. Он очень любит критиковать местный ТОП и навешивать ярлыки. Недавно Керн окрестил всех графоманами и заявил, не смейте мол называться писателями(свои блоги он правда зачем-то трет, а может их трет администрация, не знаю).
Сам Максим себя наверное считает тру писателем, не может же он хаять всех остальных, сам при этом являясь таким же графоманом? Это надо было проверить.
Книг Максима Керна на сайте нет, и читая его комментарии, пышущие гневом в сторону ЛитРПГ, попаданцев, скучных и однообразных сюжетов, примитивных героев, и скудного слога, я считал что он пишет какой-нибудь нестандартный артхаус или вылизывает каждую строку, добиваясь именно художественного текста. Однако поискав его книги, я увидел что пишет он вполне стандартную попсу – фентезятину с попаданцами, и это далеко не гениальные шедевры, которые он призывает писать других авторов.
В его комментариях чаще всего мелькала книга под названием “Математик”, так что я взялся именно за нее.
Итак, начнем с того, что это стандартная попаданческая фентезятина, и ладно бы она была грамотно сделана, но даже до среднего по палате уровня, она не дотягивает. Сравнивать “Математика” допустим с “Девятым” Каменистого, просто стыдно. Да что уж там, с “Хрониками Дебила”, и то не сравнить, а рядом с “приключениями Ингви” “Математик” не стоял даже близко. Книга где-то на уровне так “любимого” мной “Ученого в средневековье”.
С самой первой страницы, автор без смазки вкатывает огромный рояль – мужик набредает на раненого мага, тот без всяких прелюдий отправляет его в другой мир, сразу же наделив знанием языка и письменности, объявив его своим наследником и вручив родовое кольцо. Круто да? То, на что у других героев уходит пол книги, здешний герой получает на первой странице.
Попав в новый мир, наш попаданец сразу же попадает в руки стражи. Никакой робинзонады, никаких квестов по изучению языка, вживанию в общество, знакомства с миром. Это же нужно описать, придумать и продумать. Это сложно, так что автор поступил проще. Героя сразу же отправляют в магическую академию и половину книги, герой занимается чисто прокачкой.
Вот серьезно – автор представляет нам новый, магический мир, в котором вместе уживается сонм разнообразных существ, но не показывает его. Допустим тот же Глушановский, при схожем сюжете, весьма интересно показывает нам мир, и вся первая книга пути демона, это вживание героя в мир. Магакадемия начинается только со второй части, да и прописана грамотнее, но Керн в своем Математике, видимо просто решил пропустить мелочи вроде мира и раскрытия героя и перейти сразу к роялям и вкусностям. Серьезно, за всю книгу я и пары строк с описанием мира не нашел. Реально, ни одного пейзажа, описания локаций, ничего кроме внутренностей школы. Местный спортзал, библиотека и тренировочная арена. Все… То есть говорить о хоть сколько нибудь проработанном мире не стоит.
Теперь герой.
Предыстории у героя нет, мотивация самая примитивная – его просто кинули в школу и сказали “учи уроки”. Все. Там, где начался Математик, по идее, нормальная книга, должна бы закончиться. Герой должен был путешествовать по миру, чтобы через свои скитания познакомить с ним читателя. Герой должен был совершить какие-то поступки, чтобы через них раскрыть характер и в принципе ничего сложного, в нормальной книге такие элементы почти всегда есть – несколько ярких моментов, в которых герой совершает ПОСТУПОК(пусть даже отрицательный) который показывает его характер, череда событий, каждое из которых добавляет штрихов герою, и какая-то предыстория, чтобы мы могли привязаться к персонажу и сопереживать ему.
Керн же, требуя от “графоманов” качественного текста, сам проработать персонажа не захотел. Герой попадает в школу едва ли не на первой странице, получает в учителя крутого ветерана, кстати с внешностью Сплинтера, и собственно все. На этом сюжет заканчивается. Дальше на половину книги – скучная прокачка. Никакой драмы, никаких взаимоотношений с другими персонажами. Ни-че-го.
Почему я должен сопереживать этому герою? Почему мне должно быть не похер на его успехи в учебе? Половина книги прошла, а мы ничего о герое не знаем, не видим от него никаких поступков, не видим характера, не видим развития личности. Он долбит шестопером бревно, пидорит засранную библиотеку, и даже учится отдельно от других.
Влюбился в вампиршу, молодец, но с чего вдруг? Увидел ее несколько раз, перекинулся двумя фразами и все. О вампирше мы знаем только то, что у нее черные волосы и хорошая фигура, личности у нее нет. Вот с чего бы герою влюбляться в нее, и идти на риск, чтобы ее спасти? Хрен его знает, видимо жопа с сиськами слишком уж хороши.
Короче, в книге нет сюжета, нет арки персонажа, нет напряжения, нет никакой химии между героями, нет описания мира, нет истории, нет никакой глубины. Мир просто есть, где-то за стенами школы, обрисован буквально парой штрихов. У второстепенных персонажей нет нормальной предыстории, разве что скупые почти тезисные флешбэки, нет характеров. Черт, ничего нет, мы просто читаем как герой прокачивается и все.
Более того, даже банальную прокачку автор зарубил на корню. Какой смысл от прокачки, если она не применяется на практике? Если допустим в каком-нибудь Пути шамана мы видели практические результаты прокачки героя, как с каждой новой способностью, открывались новые возможности, то здесь мы ничего подобного не наблюдаем.
Какая разница чему герой научился, что он умеет и насколько стал силен, если он сидит в четырех стенах и никак не применяет полученные навыки? Черт, даже банальной школьной драмы нет – то бишь срача между учениками, драки с хулиганами, попытки сойтись с девушкой, неудач и успехов на занятиях… Автор половину книги заливает нам нудятину, несколько глав кроме двух персонажей вообще никого в тексте нет – только герой, тренер-крыса, и все. За эти же главы не происходит никаких событий, вплоть до экзамена.
Тут появляется хоть какое-то шевеление, но опять же, автор показав итог, не показывает промежуточных шагов. Ну да, допустим справился он с местными крутышками, да, сдал экзамен, убил ангела, но нам похер, потому что нам не показывали неудачи. Не было конфликта со старшаками, в ходе которого герой бы проиграл, не было неудачных уроков, где у героя что-то не получалось бы.
Автор показал лишь одну драку в начале, пару диалогов с вампиршей, да один неудачный урок рукопашного боя, а потом просто вырвал героя из повествования на три месяца, и вернул его уже крутым. Не просто пропустил кусок обучения, оставив его за кадром, а буквально – герой просто не ходил несколько месяцев на учебу, учился индивидуально. Исчез лохом, вернулся крутышом. Мечта всех ботанов – исчезнуть, вернуться крутым, и показать всем кузькину мать. Автор посмаковал сцену крутости героя, обсосал как все охерели от удивления, и на этом все. То есть все тренировки и обучение, по сути лишь для того, чтобы герой понтонулся (хоть какое-то влияние на историю, ГГ начал оказывать только к концу). Автор видимо не понял, что смысл не в том, чтобы запустить героя в вольер, и дать ему всех отп*здить, смысл показать его развитие…
Раз уж в книге нет интересных персонажей и сюжета, а хоть какой-то движ начинается только в последней трети, так может быть она насыщена ураганным экшеном? А вот фиг вам. Боевка скучная до безобразия, впрочем как и почти все в этой книге.
Математик большей частью состоит из минусов. Да пусть такие же косяки встречаются во множестве других книг, вполне себе стандартный попаданец-нагибатор, почти полностью соответствующий вот этому шаблону, и я бы схавал все это, если бы не автор, который позиционирует себя как борцуна с попсой.
Так вот для того кто требует от местных писателей выдавать шедевры, автор пишет слишком уж посредственно, не скажу что плохо, вполне себе крепкий, стандартный попаданческий романчик, но именно что стандартный – до шедевра, дающего право плевать всем на головы, не дотягивает