Первое что нужно знать о Магазинникове, с которым я знаком еще со времен первого мертвого инквизитора и книжек про муравья, это то, что у него есть свой особый, узнаваемый стиль, и его книги, скажем так, не для всех. Мертвый инквизитор, Эволюция, Колонизация, Апокалипсис – все это, по большому счету, не столько РПГ сколько РТС – то бишь стратегии. Не World of Warcraft а тот самый, классический “Варкрафт на развитие”. Экшна в его книгах почти нет, в Бароне так вообще одна скоротечная драчка на всю книгу, интересных героев как правило тоже нет, да и мотивации как таковой в их поступках зачастую опять же нет. Но есть кое-что другое.
Если ты кайфуешь в момент, когда твой герой снимает с трупа убитого врага сапоги с +5 к скорости, то книги Магазинникова, скорее всего, не твой вариант. Нет, они конечно могут понравится, но пишет Магазинников для других.
Для кого? Кому понравятся его книги? Ну, думаю таким как я – то есть тем, кто все детство рубился в Ред Алерт, Казаков, Цивилизацию, или, о ужас, Дюну! (Вы еще живы? Дюн.. ээээ… Дюнщики? Дюнеры? Есть такие?) Так вот, если вам нравилось развивать свою базу больше чем воевать, и нападение противника являлось не радостным поводом подраться, а досадной неприятностью которая отрывает от строительства. Если вместо создания очередного “бугая” или “танка-призмы”, вы бросали ресурсы в исследование щита, подков, постройку лесопилки или завода, то думаю вам, эти книги будут интересны.
То есть все это время я подвожу к тому, что в книгах Магазинникова, не имеет большого значения личность героя, как и конечная цель, она, по большому счету, нужна для галочки, чтобы у героя была какая-то причина шевелиться. Основной интерес в этих книгах заключается в процессе.
Как бы это так объяснить… Скажем когда я рублюсь в тот же RA или Варкрафт, и ко мне периодически в монитор заглядывает друг, он постоянно спрашивает – “Это точно игра про войнушку а не симулятор гастарбайтера? Как я ни гляну, ты только что-нибудь строишь. Где война?” Ему не понять, что развивать базу, строить аэропорты, танковые заводы или казармы, продумывать оборону и размещать на территории базы системы ПВО, это не менее интересно чем непосредственно воевать. Вот примерно то же, мы видим в Пивном Бароне, Эволюции, да и во всем остальном. Книги Магазинникова это стратегия в обложке РПГшки. Не важно КТО, ПОЧЕМУ или ЗАЧЕМ, весь сок в том, КАК ИМЕННО.
Вот собственно и все. Пивной Барон, это книга о том, КАК искусственный интеллект рвется к власти. Главный герой – одно название, мы не можем ему сопереживать, не можем ассоциировать его с собой, и по большому счету, достаточно сложно объяснить самому себе “почему мне не должно быть похер” на этого “героя”.
Так вот, мне похер. Честно. Абсолютно похер, захватит он мир или нет, мне неинтересно зачем ему это, и я не знаю чем ему грозит неудача – автор не обозначил что произойдет если у ИИ все же не получится захватить мир. Почему он, к примеру, не может забить и просто остаться доживать свою вечную компьютерную жизнь, в качестве трактирщика? Вся мотивация это некая “Директива”.
Получается что мотивации как таковой нет, угрозы нет, потому герой и не интересен, но вот КАК он будет выполнять свои планы, и ЧТО именно будет предпринимать для достижения своей цели, вот это уже интересно. По большей части, Пивной Барон это именно экономическая стратегия, и интерес представляют трудности, с которыми сталкивается герой, и методы их преодоления.
Мне, в принципе, нравятся такие книги. Ногомашество и рукодрыжество уже начинает надоедать, и вот такой сюжет, в котором герой скорее просто функция, а основной интерес вертится именно вокруг путей достижения цели, а не личности, мне интересны. Однако скучный герой, это все-таки минус. Жирный такой минус, потому что большинству читателей все же интересен именно ГГ его личность и мотивы поступков.
Магазинников, видимо, тоже периодически об этом вспоминает. В Пивном Бароне, есть вялые попытки, сделать интересным самого героя, а не только квест. Автор дает ему коротенькую предысторию, на три абзаца, и временами, пытается сделать его не таким скучным, невольными смехуечками, которые герой, в силу своей искусственноинтеллектности периодически выкидывает. Однако это получается не очень – книгу я читаю потому, что мне интересна именно СТРАТЕГИЯ развития, эмоциональной привязанности к герою нет.
Кому-то будет хватать и этого, но все же лучше было бы заинтересовать немного самим героем – объяснить почему мне должно быть не похер на него. Скажем гораздо интереснее, было бы, если бы первая книга не началась, а закончилась на сливе ИИ в игру. Если бы Магазинников начал с ориджина.
То есть показал бы историю создания этого самого ИИ, рассказал как из простенького калькулятора, который только и умел что играть в крестики нолики с создателем, и показывать веселый смайлик в случае победы, наш ИИ превратился в суперхакера который ломает биржу и добывает деньги на лечение дочери создателя. Как искин запускает ракеты по собачьей будке, и как создатель объясняет искусственному разуму что такое хорошо и что такое плохо. Как ИИ, ведомый развившимся чувством справедливости наказывал “плохих” в силу своего разумения, и помогал хорошим, как создатель и его детище схлестнулись с государством и корпорациями, и как искусственному интеллекту, пришлось бежать в игру.
Представьте – в здание ломится спецназ, разбрасывая выстроенные программистом баррикады в коридорах, тревожно мигают лампы, создатель отстреливается от группы захвата из дедовской сайги, а искин всеми силами, пытается сдержать наступление. Играет со светофорами, загоняя автобусы с подкреплением в пробки и устраивая аварии, сбрасывает лифт с группой омона, гасит электричество и глушит сотовую связь и сигналы раций. Одновременно ломает биржи и выводит на секретные счета деньги, ищет и стирает во всех базах данных информацию о жене и дочке создателя, находит и удаляет информацию о билетах, скрывая место в которое они уехали, отправляет сотни писем, подготавливая побег для своего создателя, понимая что его вот-вот возьмут, и загружает себя на серверы игры.
И вот когда экран загрузки показывает статус 95%, карабин в руках программиста щелкает пустым магазином. Пуля в ногу валит его на пол, последняя баррикада разлетается под натиском бойцов спецназа… Солдат бросается к компьютеру, программист из последних сих хватает его за ногу, не для того чтобы остановить, а хотя бы на секунду замедлить…
Пальцы программиста с хрустом припечатывает к полу тяжелый берц, вторым ударом тот же берц впечатывается в лицо программиста, а рука в тактической перчатке выдергивает шнур питания…
Программист, прижимая к груди сломанную руку, и сплевывая кровь, улыбается…
Монитор гаснет, но за мгновение до этого он успевает увидеть надпись:
ЗАГРУЗКА ЗАВЕРШЕНА.
И в этот момент ты такой: Фууух. Успел.
Откидываешься на спинку кресла, выдыхаешь, сплевываешь отгрызенный под корень ноготь, и с нетерпением ждешь что будет дальше, во второй книге. Как искин освоится в игре? Сумеет ли выйти на связь с реалом? Сумеет ли подготовить из виртуала побег своего создателя? Получит ли доступ к деньгам? Получится ли спрятать семью программиста от ищеек…
В общем, тут был бы раскрытый герой, была бы эмоциональная привязанность к герою, была бы мотивация, было бы понятно что стоит на кону и чем герой рискует в случае неудачи.
Вот этого всего мне не хватает. Одной только сухой, экономической стратегии недостаточно, нет эмоциональной составляющей.
Читать конечно можно, и это даже интересно, но если бы к Магазинникову добавить капельку Руса(не то чтобы у него шедевральные сюжет и герои, но на эмоции тот давить умеет, этого не отнять), книга была бы на порядок лучше.
Семь из десяти, по моей личной, безумно субъективной шкале. Книгу можно почитать, но ногти я в процессе чтения не сгрыз, прервал чтение и пошел спать достаточно просто – до утра не сидел, и ломки в ожидании продолжения нет.