S-T-I-K-S. Человеческий улей

Итак СТИКС. Вселенная созданная Артемом Каменистым, и просто идеально подходящая для того, чтобы стать межавторской, но начнем, пожалуй, с самого начала.

Какие вам известны межавторские вселенные? Мне на ум кроме метро и сталкера, что-то ничего особо и не идет, если честно. Сказывается ограниченность моего кругозора и вкусовых предпочтений, но действительно, какие русскоязычные вселенные, в которых пишут много авторов вы знаете? Да, есть Ареал, и еще парочка мелких, не особо популярных, но первыми на ум приходят именно Метро и Сталкер.

Вселенная Метро, мне не особо заходит – слишком она тесная и приземленная, да и глуповата местами. Это я о птеродактилях, которые появились за двадцать лет. Эти твари рушат всю картину мира. За двадцать лет могут появиться новые виды крыс или тараканов, но уж никак не птеродактили, если пытаться выдерживать вселенную в рамках научно-фантастического постапа, а не мистики. Вопросы вроде куда люди девают свое дерьмо, где берут патроны, топливо, и еще кучу всего, сразу делает мир пусть и интересным, но несостоятельным. Сталкер в этом плане немного интереснее, и Стикс Каменистого, это по сути Сталкер версии 2.0. Да-да, тот самый старый добрый сталкер, только серьезно расширенный и улучшенный. Каменистый одновременно упростил и усложнил структуру, чтобы решить основные проблемы сталкера, и получилось то что получилось, но давайте по порядку.

Черновиком стикса, можно наверное назвать Архипелаг (Рай беспощадный) – принцип был примерно тем же самым. Сеть островов, на неизвестной планете, на которые, сквозь возникающие с разной периодичностью аномалии, попадают люди и все остальное, из нашего мира. Точно так же часть из них превращается в зараженных, которые шляются зомбаками и тянут в пасть все что шевелится, выжившие точно так же охотятся за ништяками выпадающими из аномалий, но размах был не тот. Архипелаг получился очень тесным, и каким-то нищим что-ли. Масштабное действо там развернуть достаточно сложно, учитывая что группки людей слишком малы, бомжуют в шалашах, а редкостью является даже ржавый нож. То есть решить проблемы Сталкера, архипелаг не смог, но давайте разберем их немного подробнее.

Итак, какие же проблемы в Сталкере? Что ограничивает авторов, и не дает им полноценно творить в рамках данной межавторской вселенной?

Во первых конечно же теснота. Зона по площади примерно как Московская область, при должной сноровке и удаче, ее можно пройти из края в край за три дня, если и больше то ненамного. Что масштабного можно там развернуть так, чтобы книга не выбивалась из мира? Надо понимать что книги которые пишутся внутри межавторских вселенных, должны иметь вертикальный сюжет – глобально все должно остаться так, как и было, иначе не канон. Как правило, сюжеты тут достаточно линейные – герой куда-то шел, что-то искал, а найдя удирал со всех ног в безопасное место, попутно сочиняя балладу о своей крутости. Девяносто процентов книг во вселенной сталкера, можно описать этими словами, вот только в том то и беда, что идти особо некуда. Да аномалии и мутанты могут затормозить в пути, но реально – сотня километров в поперечнике, или сколько там была зона, это просто смешно.

Вторая проблема это опять же, малонаселенность. Вот реально, сколько сталкеров может шерстить зону? Учитывая что люди туда приходят сами, силой их никто не тащит, да и попасть в зону не так чтобы просто. По идее, народу там особо много быть не должно, так что персонаж, сумевший протянуть две-три книги, должен поименно знать чуть ли не всех, кто там живет, и прежде чем начать с кем-то перестрелку, сперва должен спросить оппонента как его жена с детишками, какие у того планы на субботний вечер, и что там с его геморроем? Помогает ли запихивание радиоактивной гайки в задницу или свою уже можно вынимать? Не сработает? Это конечно спорный момент, но то, что люди в зоне товар штучный, это факт.

Третий пункт – локации. Жестко определены такие места как агропром, свалка, четвертый энергоблок и тд. Определенные трактиры, территории долга и свободы. В общем, нельзя серьезно менять локации. Например если разнести к чертовой матери агропром ядерным ударом, то следующие книги авторов, по идее не должны его упоминать, но они конечно же будут, в результате, все конфликты приходится делать мелочными, чтобы события влияли только на главных героев, и не допускать никаких глобальных изменений, иначе книга выбивается из канона.

То же касается и монстров – есть каноничные мутанты, как то снорки, контроллеры, зомби, кровососы и тд, и если каждый автор будет описывать их как придется, то это уже не канон. С артефактами и аномалиями то же самое. Есть строго определенные аномалии, по типу жарки, мясорубки и прочих, признанных всеми, но как-то попадались мне на глаза аномалии вроде мебиуса, когда попавшего туда человека, носило по петле в воздухе, но сразу было видно что автор воткнул эту аномалию сам, и она слишком уж чужда этому миру. Вот скажите, как бы скорее всего, вошла в жаргон сталкеров аномалия, которая начинает таскать по воздуху попавшего в нее человека? Болталка, вертелка, таскалка, крутилка… Хрен с ним восьмерка, если учитывать траекторию, по которой носит человека, да как угодно бл*ть, но не мебиус. Уверен, процентов девяносто сталкерского контингента, (как правило это сборище уркаганов и некро-зоо-педофилов, в толпу которых каким-то макаром затесался благородный главный герой) даже не должны знать что такое лента мебиуса…

Так вот, всех этих проблем, нет в СТИКСе.

Во первых СТИКС потенциально бесконечен. Автор ограничивает ареал действия определенными рамками, как то территории внешников, или обширные площади мертвых кластеров, но в то же время, Пастор (один из персонажей книги), как-то обронил пару слов о том, что однажды он рассматривал черноту с высоты, и увидел вдали зелень, то есть там, дальше, тоже есть обитаемые места.

Получается что любой автор, может создать любой мир в пределах стикса, со своими персонажами и локациями. Вставить несколько отсылок, например диалог двух второстепенных персонажей о том, есть ли что-нибудь за полями черноты, и вплести туда обмолвку что дескать пришел как-то жутко израненный человек, почти безумный – оказалось он сумел преодолеть поля, и был не местным, не знал здешних городов и все твердил что из Кумарника что ли… потом он умер конечно, но факт остается фактом – есть и другие кластеры.

Как бы делаем реверанс в сторону книг Каменистого, даем понять что мир действия тот же самый, а вот локация совсем иная, где-то очень далеко от тех мест, в которых разворачивались события Человека с Котом и остальных книг.

Каменистый сделал сделал еще одну очень важную вещь, а именно заложил базу в виде нолдов – внешников которые приходят из миров существенно обогнавших в развитии наш. Если есть миры которые наш обогнали, стало быть, вполне возможны кластеры, которые грузятся из миров, которые от нашего сильно отстали. Так что при желании, в антураже СТИКСа можно создать как звездные войны, с бластерами и световыми мечами, так и стимпанк с паровозами. Думаю книга в которой валить Элитника отправится группа ганфайтеров на лошадях и с револьверами, могла бы получиться очень занимательной, как и кластер, на который раз за разом прилетают динозавры, мог бы породить крутого тиранозавра-элитника.

То же касается и окружения – так как перезагрузки тянут куски из разных миров мультивселенной, то почему бы им не притащить кусок с земли, на которой гравитация выше, или ниже, или люди научились пользоваться телепортацией, высадились на Тау-Кита, нашли ксеноморфов, Рипли облажалась, притащила их на землю, где они и попали под перезагрузку… В общем простор для творчества просто безграничен. Причем сам Каменистый об этом неоднократно по ходу пьессы упоминает.

Следующий пункт это монстры. Автор ввел некую градацию низших тварей, которые служат фоном – это все разновидности зомбаков от ползунов до руберов, но в то же время, оставил простор для творчества относительно монстров, которые могут быть важными для сюжета. Элитники могут выглядеть как угодно, иметь какие угодно способности и повадки, как собственно и скребберы. Множество разновидностей со своими особенностями и внешним видом, то есть простор для творчества почти неограничен и в этом плане.

Что еще стоит упомянуть? Из того с чем были проблемы в Сталкере? Наверное стоит сказать о людях и ресурсах, и если в сталкере с этим еще худо-бедно но что-то сделать было можно, то вот в “Раю” ресурсы были главным камнем преткновения, что собственно и не давало возможности развить масштабное действо. В СТИКСе перезагрузки частые и масштабные, не нужно делать каждого попаданца штучным. Люди прилетают пачками и пусть часть из них обращается, процент тех, кто становится имунными, все равно намного больше чем количество всех сталкеров вместе взятых. Это объясняет и то, откуда берется столько монстров, а то в сталкере постоянно мочат зомбарей такими толпами, словно где-то на территории зоны есть тоннель в Китай, откуда они собственно и прут. Но такого тоннеля нет, зомбарей мочат пачками, те все не кончаются, а откуда берутся – фиг их знает. Столько сталкеров, из которых по легенде и появляются зомби, просто не смогло бы попасть в зону, учитывая что пробираются те поодиночке мимо кордонов. То же касается и ресурсов. Перезагрузки тащат в улей целые города – не надо объяснять откуда берутся запасы провианта у торговцев, откуда берется техника и вооружение – все приносит перезагрузками.

Ну и еще один важный момент. Если в Зону люди перли сами – это их осознанный выбор, то в СТИКС, герои попадают против своей воли. Это дает некоторое разнообразие в типажах героев – не только бывалые отчаянные мужики, хорошо знающие на что идут и что их там ждет, а кто угодно. От пятнадцатилетнего пацана, до блондинки секретарши. И если открывая книгу серии Сталкер, ты знаешь что главным героем будет скорее всего отчаянный головорез, или старый солдат, за каким-то хером пробравшийся в зону, то герои СТИКСа могут быть весьма неожиданными (но авторы как обычно нагонят туда стереотипных крутых мачо, ибо кто же будет писать про слабого, трусливого задрота? Это что о себе писать чтоль? Кощунство!) Короче СТИКС решает все проблемы сталкера и метро, попутно добавляя много возможностей и вариантов сверху. Я думаю он именно так и задумывался изначально, как огромная межавторская вселенная, потому что если это получилось случайно, то все сложилось очень уж удачно.

Что же касается книг Каменистого – Человеческий улейЧеловек с котом и Территория везучих, то сказать о них по большому счету нечего. Да это неплохие книги на один раз, но они собственно и не созданы для того чтобы ими зачитываться. Их предназначение в другом – если автор решил писать историю во вселенной СТИКСа, то книги Каменистого должны лежать у него на столе в качестве пособия.

Впрочем несколько слов о них сказать все же стоит. Итак. Главный герой СТИКСа – классический ГГ из других книг Каменистого, по психотипу похож на ГГ девятого, ГГ “реки”, да и на ГГ “нуба”, если уж на то пошло.

Приключения тоже достаточно клишированные – в первой книге “выживи и дойди”, во второй “сходи туда, и принеси это”, а в третьей “освой то что получил во второй, и реши проблемы которые во второй нажил”. По такой структуре строятся множество книг – герой выживает, осваивается, матереет, и сам собственно, создает своих главных врагов, но в СТИКСе, это большого значения не имеет.

Да, приключения написаны хорошим языком, есть динамика и худо-бедно, но все же раскрытые персонажи, у которых есть предыстория, благодаря чему им сопереживаешь, но для нас, в СТИКСе важны вовсе не они. По большому счету, все три книги, это такой мануал – знакомство читателей, и потенциальных авторов с миром, объяснение основных правил, границ и рамок возможностей. Введение в местную политику, знакомство с местными монстрами и артефактами, то есть мир в этих книгах раскрывается намного лучше, чем главные герои, в отличии от того же Метро, в котором мир раскрыт очень поверхностно и пестрит косяками. Здесь же, все наоборот – Каменистый может забить на главного героя, но детально рассказать о сектах Улья, или подробно описать почему зомби по большей части, ходят без штанов. Почему-то каменистый уделяет этому особое внимание, видимо считает что без информации о том, почему зомбаки теряют штаны (спойлер, штаны спадают под тяжестью дерьма), читатель просто не может обойтись. И эта же тема, столь же подробно, поднимается в “Читере”, там тоже автор расщедрился на подробное описание того как зомбаки засирают свои штаны и те сваливаются с них. Ну да фиг с ним. Давайте дальше.

Большую часть книг, герои куда-то идут, встречают персонажей, в задачу которых входит объяснить героям некоторые аспекты из жизни улья, или же, на примере которых автор объясняет читателям все те же аспекты и тонкости, а потом второстепенные персонажи уходят в закат, а герои идут дальше.

Глобально, приключения ГГ никак не влияют на сам мир, просто приключения обычных персонажей в необычном мире, через которые, мы с этим миром (слишком много слова МИР, но блин, это действительно главный герой книг, а не какой-то там Карат), собственно и знакомимся.

Подведя итог, скажу что в моем понимании, книги Каменистого из цикла СТИКС, это не книги про Карата и Диану с Шустом, а книги про Улей, и если как правило МИР служит фоном для приключений героев, и в процессе раскрываются именно ГЕРОИ, то в данном случае, уже приключения героев являются ФОНОМ, или скорее поводом для раскрытия МИРА.

Книги зашли (не считая Цвета ее глаз и Шести дней свободы – не понравилось) как обычно читать Каменистого было интересно, но больше всего конечно же понравился мир (сука опять это слово). Десять из десяти за СТИКС ну и семерку за приключения и героев. В реднем – 17/10 пополам, то бишь 8,5, округлим в большую сторону и получим 9/10. Читать однозначно стоит, и хотелось бы видеть больше книг от других авторов в этой вселенной.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля